Обзор ГОСТов

Подвигло меня написать этот обзор абсолютная бессистемность всех предложений течеискателей. Нигде нет ГОСТа. Нельзя найти
какие-нибудь сравнительные характеристики. Очень мало отзывов.  Простому человеку сложно сориентироваться в этой большой номенклатуре течеискателей. Тяжело понять, что тебе нужно. Классификацию проще делать на основании систематизации предложенной гостом.

Средства неразрушающего контроля можно отнести к двум большим группам — измерительные средства неразрушающего контроля и неизмерительные средства неразрушающего контроля. К первой группе относятся те средства, результатом действия которых является измерение какого-либо параметра или характеристики объекта контроля. К ним относятся, например, ультразвуковые толщиномеры, производящие измерение толщины некоторого материала, покрытия и т.д. Во многих случаях результатом действия средства контроля является выявление некоторого качества объекта для принятия оператором решения о его пригодности. К этой группе можно отнести, например, средства капиллярного контроля, в задачу которых входит визуализация, проявление поверхностных трещин для того, чтобы оператор мог принять решение на основании некоторой априорной информации. Средства неразрушающего контроля разделяются между этими группами примерно пополам.
До настоящего времени добровольная сертификация средств неразрушающего контроля, которые можно отнести к средствам измерения, может производиться в рамках Системы сертификации средств измерений, разработанной Всероссийским научно-исследовательским институтом метрологической службы Госстандарта России (ВНИИМС). Однако обширная группа неизмерительных средств неразрушающего контроля, не попадающих под эту систему, оставалась вне поля сертификации. Поэтому Российское общество по неразрушающему контролю и технической диагностике (РОНКТД) разработало и представило в Госстандарт РФ для регистрации в соответствии с Законом Российской Федерации \\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\»О сертификации продукции и услуг\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\» и \\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\»Правилами проведения государственной регистрации систем сертификации и знаков соответствия\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\», действующих в Российской Федерации № 1795 от 14 июня 1999г. Систему добровольной сертификации средств неразрушающего контроля. РОНКТД считает, что действие двух указанных систем позволит продвинуть качество средств неразрушающего контроля, использующихся в России, через их сертификацию в рамках этих Систем.
Система добровольной сертификации средств неразрушающего контроля (СНК) (далее Система) предназначена для проведения добровольной сертификации СНК, не являющихся средствами измерений. В соответствии со статьей 17 закона РФ \\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\»О сертификации продукции и услуг\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\» (ред. от 31.07.98г. № 154-ФЗ) добровольная сертификация СНК проводится по договору с заявителем и по требованиям, определяемым заявителем добровольной сертификации подлежат СНК, не являющиеся средствами измерений и не подлежащие обязательной сертификации.
Поданная для регистрации Система подверглась значительной критике со стороны НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ОПТИКО-ФИЗИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ Госстандарта РФ (ВНИИОФИ), предъявлявшего многочисленные претензии, как справедливые, так и необоснованные. РОНКТД пять раз получало замечания {ВНИИОФИ) и соответственно пять раз дорабатывало Систему.
Вопрос о регистрации Системы был вынесен на Коллегию Госстандарта РФ. Коллегия в конце января 2000г. приняла решение о регистрации Системы.
Перейдем к описанию Системы.
Система добровольной сертификации средств неразрушающего контроля (СНК) (далее Система) предназначена для проведения добровольной сертификации СНК, не являющихся средствами измерений. В соответствии со статьей 17 закона РФ \\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\»О сертификации продукции и услуг\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\» (ред. от 31.07.98г. № 154-ФЗ) добровольная сертификация СНК проводится по договору с заявителем и по требованиям, определяемым заявителем добровольной сертификации подлежат СНК, не являющиеся средствами измерений и не подлежащие обязательной сертификации.
Подробное описание Системы добровольной сертификации средств неразрушающего контроля (СНК)  можно скачать или посмотреть здесь.


Терминология. Основные термины и определения, используемые в Системе:

Контроль — проверка соответствия объекта установленным техническим требованиям (ГОСТ 16504-81).

Контроль качества продукции — контроль количественных и (или) качественных характеристик свойств продукции (ГОСТ 16504-81).

Метод контроля — правила применения определенных принципов и средств контроля (ГОСТ 16504-81).

Метод неразрушающего контроля — метод контроля, при котором не должна быть нарушена пригодность объекта к применению (ГОСТ 16504-81). Метод неразрушающего контроля включает описание всех основных параметров и мероприятий которые следует соблюдать при использовании техники неразрушающего контроля для решения конкретной задачи в соответствии с установленными нормами или техническими условиями (ГОСТ 30489 (ЕМ 473).

Средство контроля — техническое устройство, вещество и (или) материал для проведения контроля (ГОСТ 16504-81).

Средство неразрушающего контроля — техническое устройство, вещество и (или) материал для проведения контроля.

Система контроля — совокупность средств контроля, исполнителя и определенных объектов контроля, взаимодействующих по правилам, установленным соответствующей нормативной документацией.

Вид неразрушающего контроля неразрушающий контроль, в зависимости от физических явлений, положенных в его основу, подразделяется на виды: магнитный, электрический, вихретоковый, радиоволновый, тепловой, оптический, радиационный, акустический, проникающими веществами, визуальный (ГОСТ 18353-79).

Неразрушающие испытания — испытания с применением неразрушающих методов контроля (справ. \\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\»Метрология, Стандартизация, Сертификация\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\») 1997г.

Сертификация соответствия — действие третьей стороны, доказывающее, что обеспечивается необходимая уверенность в том, что должным образом идентифицированная продукция, процесс или услуга соответствует конкретному стандарту или другому нормативному документу (Руководство ИСО/МЭК2, п.13.5).

Соответствие — соблюдение всех установленных требований к продукции, процессу или услуге (Руководство ИСО/МЭК2, п. 13.1).

Третья сторона — лицо или орган, признаваемые независимыми от участвующих сторон в рассматриваемом вопросе (Руководство ИСО/МЭК2, п. 13.2).

Примечание: участвующие стороны представляют, как правило, интересы поставщиков (первая сторона) и покупателей (вторая сторона).

Нормативный документ — документ, содержащий правила, общие принципы или характеристики, касающиеся различных видов деятельности или их результатов (Руководство ИСО/МЭК2, п.3.1).

Примечание: термин \\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\»нормативный документ\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\» включает такие понятия, как стандарты, своды правил и регламенты.

Система сертификации — система, располагающая собственными правилами процедуры и управления для проведения сертификации соответствия (Руководство ИСО/МЭК2, п.14.1).

Орган по сертификации — орган, проводящий сертификацию соответствия (Руководство ИСО/МЭК2, п. 14.3).

Сертификат соответствия — документ, выдаваемый в соответствии с правилами сертификации, указывающий, что обеспечивается необходимая уверенность в том, что должным образом идентифицированная продукция, процесс или услуга соответствует конкретному стандарту или другому нормативному документу (Руководство ИСО/МЭК2, п.14.8).

Знак соответствия (в области сертификации) — защищенный в установленном порядке знак, применяемый или выданный в соответствии с правилами системы сертификации, указывающий, что обеспечивается необходимая уверенность в том, что данная продукция, процесс или услуга соответствует конкретному стандарту или другому нормативному документу (Руководство ИСО/МЭК2, п. 14.9).

Аккредитация — официальное признание полномочным (авторитетным) органом компетентности (способности) организации выполнять конкретные работы по сертификации в определенной (заявленной) области.

Сертификация производства — официальное подтверждение органом по сертификации или другим специально уполномоченным органом наличия необходимых и достаточных условий производства данной продукции (исполнения данных услуг), обеспечивающих стабильность требований к ней, заданных в нормативных документах и контролируемых при сертификации.

Инспекционный контроль — контроль за деятельностью аккредитованных органов по сертификации, испытательных лабораторий, а также за сертифицированной продукцией, состоянием ее производства.

Заявитель — предприятия, организации, граждане, обратившиеся в орган по сертификации конкретного типа (марки) продукции.

Схема сертификации — состав и последовательность действий третьей стороны при проведении сертификации соответствия.

Испытательная лаборатория — лаборатория, которая проводит испытания.

Добровольная сертификация — сертификация, проводимая на добровольной основе по инициативе изготовителя (исполнителя), продавца (поставщика) или потребителя продукции.

Общие положения Цели, основные принципы построения Системы, а также порядок проведения работ по сертификации в Системе соответствуют установленным \\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\»Правилам по проведению сертификации в Российской Федерации\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\».

Система предназначена для проведения добровольной сертификации средств неразрушающего контроля (далее — продукции) с целью защиты потребителей от недобросовестности производителя продукции, для помощи потребителю в компетентном выборе изготовителя продукции, для повышения конкурентноспособности производителей продукции. Перечень сертифицируемых средств неразрушающего контроля указан в Приложении 1.

При сертификации в Системе подтверждаются соответствия сертифицируемых СНК установленным требованиям.

Система является открытой для участия в ней предприятий и организаций различных форм собственности, граждан-предпринимателей и других лиц.

Система предусматривает свободный доступ для исполнителей и потребителей продукции, общественных организаций, а также всех других заинтересованных предприятий, организаций и отдельных лиц к информации о деятельности в Системе, о ее правилах, участниках и результатах сертификации.

Система обеспечивает конфиденциальность информации, составляющей коммерческую тайну.

Организационная структура и состав участников системы

Организационную структуру Системы (Рис.1) образуют:

  1. Руководящий орган Системы;
  2. Совет Системы;
  3. Органы по сертификации СНК;
  4. Испытательные лаборатории (центры);
  5. Заявители (производители, продавцы).

Руководящим органом Системы является Российское общество по неразрушающему контролю и технической диагностике (РОНКТД). Изначально организационная структура системы содержит руководящий орган Системы — РОНКТД, орган по сертификации \\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\»Спектр-Тест-С\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\» (г.Москва), испытательный центр \\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\»Спектр-Тест-Л\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\» (г.Москва). В последующем в организационную структуру могут войти другие Органы по сертификации и испытательные лаборатории. Такие предложения имеются и в настоящее время рассматриваются.

Руководящий орган осуществляет следующие функции:

  1. организует работы по формированию Системы;
  2. осуществляет руководство Системой и координирует деятельность органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), входящих в Систему;
  3. устанавливает правила и процедуры проведения сертификации в Системе;
  4. рассматривает и утверждает методические документы Системы;

Совет Системы создается с целью обеспечения беспристрастности и объективности при проведении работ по сертификации СНК.

Совет Системы является совещательным органом.

В состав Совета входят на добровольной основе представители заинтересованных предприятий, входящих в Систему.

Совет возглавляется председателем, избранным из числа членов Совета на срок не более 3 лет.

В задачи Совета входят:

  1. подготовка предложений по изменению и совершенствованию Системы;
  2. разработка предложений по изменению области распространения Системы;
  3. рассматривает апелляции по поводу неправильных действий участников сертификации в Системе, жалобы и апелляции заказчиков сертификации продукции, экспертов Системы по результатам контроля и принятия решений по ним.

Орган по сертификации СНК.

Орган по сертификации СНК осуществляет следующие функции:

  1. сертифицирует СНК, выдает сертификаты и разрешения на применение знака соответствия;
  2. осуществляет инспекционный контроль за сертифицированными СНК;
  3. приостанавливает, либо отменяет действие выданных сертификатов;
  4. формирует и актуализирует фонд нормативных документов, необходимых для сертификации;
  5. представляет заявителю по его требованию необходимую информацию в пределах своей компетентности;
  6. ведет реестр выданных сертификатов. Для выполнения указанных функций в Органе по сертификации услуг формируются следующие функциональные подразделения:
  7. группа экспертизы и сертификации;
  8. группа инспекционного контроля;
  9. группа разработки и ведения фонда нормативной документации.

В Системе используются испытательные лаборатории (центры), аккредитованные Руководящим органом Системы.

В отдельных случаях Руководящий орган может уполномочить провести испытания неаккредитованную лабораторию с предварительной оценкой ее компетентности по основным требованиям ГОСТ Р 51000.3-95.

Привлечение испытательных лабораторий (центров) осуществляется на основе договоров.

Требования к нормативным документам на сертифицированную продукцию.

В нормативных документах, на соответствие которым проводится сертификация, должны быть установлены требования к СНК и методики оценки этих требований.

При сертификации применяют:

  1. государственные стандарты и другие официальные издания нормативных документов по стандартизации, метрологии и сертификации СНК;
  2. нормы, правила и нормативы органов Государственного контроля и надзора Госстандарта России и иных специально уполномоченных государственными органами управления Российской Федерации в пределах их компетентности;
  3. строительные нормы и правила Российской Федерации;
  4. Государственные стандарты других нестроительных отраслей, нормы технологического проектирования и другие нормативные документы, применяемые отраслевыми министерствами, государственными комитетами и комиссиями в соответствии с их компетенцией.

Маркировка сертифицированной продукции знаком соответствия должна соответствовать требованиям \\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\»Положения о знаке соответствия при добровольной сертификации средств неразрушающего контроля\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\».

При сертификации СНК заявитель совместно с органом по сертификации определяет документы, на соответствие требованиям которых проводится сертификация на условиях договора между заявителем и органом по сертификации, аккредитованном в Системе.

Порядок сертификации

Сертификация СНК включает:

  1. подачу заявки;
  2. рассмотрение представленных документов и принятие решений по заявке, в том числе выбор схемы сертификации продукции;
  3. отбор образцов и передача их для испытаний в испытательные лаборатории (центры);
  4. проведение испытаний и проверок в соответствии с выбранной схемой сертификации продукции;
  5. анализ полученных результатов и принятие решения о возможности выдачи сертификата соответствия;
  6. выдачу сертификата соответствия и разрешения на применение знака соответствия;
  7. осуществление инспекционного контроля за сертифицированной продукцией;
  8. проведение корректирующих мероприятий при нарушении соответствия продукции установленным требованиям и неправильном применении знака соответствия;
  9. публикацию информации о результатах сертификации. Подача заявки и принятие решения по заявке на сертификацию продукции.

Основанием для проведения сертификации продукции по правилам Системы является заявка и договор между Заявителем и Органом по сертификации СНК.

Заявки принимаются от любых юридических и физических лиц России, зарубежных стран при условии, что у них имеются необходимые официальные документы и они гарантируют оплату работ.

Орган по сертификации рассматривает заявку в 10-дневный срок с момента ее получения и направляет заявителю решение по заявке, а также проект договора.

Схемы сертификации СНК.

Исходя из полученной информации, заявитель определяет схему сертификации. Схемы сертификации СНК представлены в таблице.
СХЕМЫ СЕРТИФИКАЦИИ


Номер Схемы

Испытания в аккредитованных испытательных лаборатори­ях и др. способы доказательства соот­ветствия

Проверка производства
(системы качества)

Инспекционный контроль сертифицированной продукции
(системы каче­ства, производства)

1

2

3

4

1.

Испытания типа*)

1а.

Испытания типа

Анализ состояния производства

2.

Испытания типа

Испытания образ­цов, взятых у продавца

3.

Испытания типа

Испытания образ­цов, взятых у изготовителя

За.

Испытания типа

Анализ состояния производства

Испытания образ­цов, взятых у изготовителя.
Анализ состояния производства.

4.

Испытания типа

Испытания образ­цов, взятых у продавца.
Испытания образ­цов, взятых у изго­товителя

5.

Испытания партии

6.

Испытания каждого образца

Примечания:

  1. Испытания выпускаемой продукции на основе оценивания одного или нескольких образцов, являющихся ее типовыми представителями.
  2. Схемы 1-6 приняты в зарубежной и международной практике и классифицированы ИСО. Схемы 1а, За — дополнительные и являются модификацией соответственно схемы 1,3.
  3. Инспекционный контроль, указанный в таблице, проводят после выдачи сертификата.

Применения схем сертификации: Схемы сертификации 1-4 применяются при сертификации продукции, серийно выпускаемой изготовителем в течение срока действия сертификата, схемы 5-6 — при сертификации уже выпущенной партии или единичного изделия.

Схемы 1-4 рекомендуется применять в следующих случаях:


1

схему 1 — при ограниченном, заранее оговоренном, объеме реализации продукции, которая будет поставляться (реализовываться) в течение короткого промежутка времени отдельными партиями по мере их серийного производства (для импортной продукции — при краткосрочных контрактах; для отечественной продукции — при ограниченном объеме выпуска);

схему 2 — для импортной продукции при долгосрочных контрактах или при постоянных поставках серийной продукции по отдельным контрактам с выполнением инспекционного контроля на образцах продукции, отобранных из партий, завезенных в Российскую Федерацию;

схему 3 — для продукции, стабильность серийного производства которой не вызывает сомнения;

схему 4 — при необходимости всестороннего и жесткого инспекционного контроля продукции серийного производства;

Схемы 5 и 6 рекомендуется применять тогда, когда производство или реализация данной продукции носит разовый характер (партия, единичные изделия).

Схемы 1а, За рекомендуется применять вместо соответствующих схем 1,3, если у органа по сертификации нет информации о возможности производства данной продукции обеспечить стабильность ее характеристик, подтвержденных испытаниями.

Необходимым условием применения схем 1а, за является участие в анализе состояния

производства экспертов Системы по сертификации систем качества (производств) или экспертов Системы по сертификации

продукции, прошедших обучение по программе, включающей вопросы анализа производства.

При наличии у изготовителя сертификата соответствия на систему качества (производства) анализ состояния производства не проводят.

Схемы сертификации из числа приведенных устанавливают в системах (правилах) сертификации однородной продукции с учетом специфики продукции, ее производства и использования.

Конкретную схему сертификации для данной продукции определяет орган по сертификации.

Использование дополнительной информации в схемах сертификации.

В схемах сертификации, если это не противоречит правилам системы сертификации, могут быть использованы документальные доказательства соответствия, полученные заявителем вне рамок данной сертификации. Эти доказательства могут служить основанием для сокращения объема проверок при сертификации.

При оценке возможности использования дополнительных документов учитывают специфику продукции, степень ее потенциальной опасности, объем и продолжительность производства продукции, стабильность условий производства, репутацию предприятия по отношению к качеству сертифицируемой продукции, качество используемых комплектующих изделий и материалов, степень доверия оценок, данных сторонними организациями, и т.п.

В зависимости от видов сертифицируемой продукции используются следующие дополнительные документы:

  1. протоколы испытаний (приемочных, периодических, инспекционных и т.п.);
  2. гигиеническое заключение (гигиенический сертификат);
  3. документ территориальной службы Госкомсанэпиднадзора о санитарно-гигиеническом состоянии производства;
  4. сертификаты (декларации о соответствии) поставщиков комплектующих изделий и материалов; тары, упаковки;
  5. зарубежные сертификаты на продукцию, системы качества поставщика:
  6. протоколы испытаний в зарубежных лабораториях;
  7. техническая документация изготовителя (конструкторская, технологическая, эксплуатационная и т.п.).

Кроме перечисленных, по решению органа по сертификации можно использовать другие документы, не вызывающие сомнений в достоверности содержащейся в ней информации.

Проверка производства.

Проверка производства проводится с целью анализа состояния производства продукции, подлежащей сертификации и выполняется экспертами органа по сертификации на предприятии-заявителе. Необходимость проверки определяется схемой сертификации.

Проверка производства осуществляется в соответствии с программой проверки, разработанной органом по сертификации. При проведении проверок заявитель должен обеспечить экспертам беспрепятственный доступ к информации о продукции, подлежащей сертификации, и создать все необходимые условия для работы.

При проведении проверок осуществляется:

  1. выборочная проверка продукции, анализ экспертных заключений;
  2. проверка полноты нормативной, технической и методической документации;
  3. проверка соответствия квалификации исполнителей требованиям выполняемого процесса;
  4. проверка соблюдения исполнителями требований документации по производству продукции.

Результаты проверки, выводы и рекомендации оформляются в виде Протокола проверки производства, подлинник которого хранится в органе по сертификации, а копия высылается заявителю.

Орган по сертификации СНК проводит экспертизу всех материалов (конструкторской документации, протоколов испытаний и проверок и т.п.) и принимает решение о выдаче (или отказе в выдаче) сертификата соответствия в срок не более 10 дней.

При положительных результатах орган по сертификации выдает сертификат соответствия, регистрирует его в реестре Системы и выдает заявителю, а также на условиях договора с заявителем предоставляет ему право на применение знака соответствия.

При отрицательных результатах сертификации заявителю выдается решение об отказе в выдаче сертификата.

Срок действия сертификата соответствия устанавливает орган по сертификации, но не более чем на три года.

Производители, сертифицировавшие свою продукцию в Системе, имеют право маркировать продукцию знаком соответствия в соответствии с Положением о знаке соответствия, а также использовать его на вывеске, в рекламных проспектах и других материалах.

Инспекционный контроль

Инспекционный контроль за сертифицированной продукцией осуществляется в период действия сертификата на продукцию с целью подтверждения соответствия продукции требованиям, на которые она была сертифицирована, и выполнения условий применения знака соответствия обладателем сертификата. Необходимость инспекционного контроля определяется схемой сертификации.

Инспекционный контроль за сертифицированной продукцией осуществляет орган по сертификации продукции, выдавший сертификат соответствия, с привлечением, при необходимости, специалистов других заинтересованных организаций.

Инспекционный контроль за сертифицированной продукцией предусматривает:

  1. сбор и анализ информации о сертифицированной продукции;
  2. организацию комиссии для проведения инспекционного контроля;
  3. инспекционную проверку;
  4. принятие решения по результатам инспекционного контроля.

Инспекционная проверка.

Инспекционные проверки могут быть плановыми (периодическими) и внеплановыми.

Плановая проверка.

При инспекционном контроле проводятся в основном плановые проверки в соответствии со схемами, по которым осуществлялась сертификация продукции и оформлением соответствующих протоколов испытаний (проверок).

Периодичность проведения инспекционных проверок устанавливается органом по сертификации, но не реже одного раза в год.

Внеплановая проверка.

Внеплановая инспекционная проверка проводится в случае поступления информации о претензиях к качеству СНК от потребителей, органов, осуществляющих государственный или общественный контроль за качеством СНК, на которую выдан сертификат.

Результаты инспекционного контроля оформляются актом, в котором дается оценка результатов проверки, в том числе, для соответствующих схем сертификации, условий стабильности качества продукции и общее заключение о состоянии процесса производства.

При выявлении недостатков в акте указывают на необходимость разработки корректирующих мероприятий по их устранению.

При положительном результате инспекционного контроля принимается решение о подтверждении сертификата соответствия до окончания его срока действия. Акт хранится в органе по сертификации, а его копии направляется исполнителю и в организации, принявшие участие в инспекционном контроле.

По результатам инспекционного контроля орган по сертификации может приостановить или аннулировать действие сертификата соответствия в случаях:

  1. несоответствия СНК требованиям технической документации;
  2. изменения документа на СНК;
  3. изменения методик оценок.

Решение об аннулировании действия сертификата и разрешение на применение знака соответствия принимается в том случае, если путем корректирующих мероприятий заявитель не может устранить обнаруженные причины несоответствия и подтвердить без повторных проверок соответствие СНК требованиям заказчиков.

Информация о приостановлении действия или аннулировании сертификата соответствия доводится органом по сертификации, его выдавшим, до сведения всех участников данной Системы.

Аннулирование сертификата вступает в силу с момента исключения его из реестра Системы.

Повторная выдача сертификата соответствия на продукцию осуществляется в соответствии с порядком, установленным данной Системой.

Корректирующие мероприятия

В случае выявления при инспекционном контроле нарушения соответствия продукции установленным требованиям и неправильном применении знака соответствия, осуществляются корректирующие мероприятия.

При проведении корректирующих мероприятий орган по сертификации:

  1. приостанавливает действие сертификата и применение знака соответствия:
  2. устанавливает срок выполнения корректирующих мероприятий;
  3. контролирует их выполнение;
  4. информирует заинтересованных участников Системы. При невыполнении исполнителем корректирующих мероприятий орган по сертификации аннулирует сертификат соответствия и разрешение на применение знака соответствия.

Апелляция

В случае несогласия заявителя с результатами сертификации или инспекционного контроля, он имеет право подать апелляцию в Совет Системы.

Оплата работ по сертификации

Оплата работ по сертификации СНК проводится в соответствии с договором между заявителем и органом по сертификации.

11. Информационное обеспечение

В Системе сертификации должно осуществляться информирование заказчиков, общественных организаций, а также всех других заинтересованных предприятий, организаций и отдельных лиц о правилах и результатах аккредитации и сертификации участников сертификации. Указанная информация сообщается путем периодических публикаций в журнале \\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\»Контроль. Диагностика.\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\» — официальном органе РОНКТД.
ПЕРЕЧЕНЬ средств неразрушающего контроля для добровольной сертификации и нормативных документов, на соответствие которым проводится се
ртификация


Наименование средств неразрушающего контроля

Код ОКП

Нормативные документы

Акустические (ультразвукоые) дефектоскопы.
Акустические (ультразвукоые) струкгуроскопы.
Акустические (ультразвукоые) интроскопы, не имеющие нормированных метрологических характеристик.

427611 42 7612 42 7616 42 7618

ГОСТ 23829-85

Вихретоковые дефектоскопы
Вихретоковые струкгуроскопы, не имеющие нормированных метрологических характеристик

427671 42 7672

ГОСТ 24289-80

Магнитные дефектоскопы
Магнитные структуроскопы
Средства магнитопорошкового контроля, не имеющие нормированных метрологических характеристик

42 7630 427631 42 7632

ГОСТ 21104-75
ГОСТ 21105-87
ГОСТ 24450-80

Оптические средства неразрушающего контроля, не имеющие нормированных метрологических характеристик (эндоскопы, системы и средства визуального контроля, негатоскопы)

42 7640 42 7641 42 7642 42 7643

ГОСТ 21815-86
ГОСТ 23479-79
ГОСТ 24521-80
ГОСТ 3178-75

Тепловые средства неразрушающего контроля, не имеющие нормированных метрологических характеристик (термоиндикаторы, средства вйзуализированного теплового поля)

42 7644 42 7645 42 7646 42 7649

ГОСТ 25483-79
ГОСТ 25314-82

Течеискатели акустические
Течеискатели с пробными веществами
Течеискатели люминесцентно-цветные
Течеискатели манометрические
Течеискатели химические
Трассоискатели акустические.
Трассоискатели электромагнитные, не имеющие нормированных метрологических характеристик.

42 7680

ГОСТ 26182-84
ГОСТ 26790-85

Средства капиллярного контроля, не имеющие нормированных метрологических характеристик

42 7620 427621 42 7622 42 7623

ГОСТ 18442-80
ГОСТ 24522-80
ГОСТ 26182-84

Средства неразрушающего контроля радиационные, не имеющие нормированных метрологических характеристик (дефектоскопы, интроскопы, флюорографы, установки для контроля транспортных средств, багажа и ручной клади, кроулеры)

42 7650 427651 42 7652 42 7658 42 7659

ГОСТ 15843-79
ГОСТ 204426-82
ГОСТ 220091.12-84
ГОСТ 220091.13-84
ГОСТ 23456-79
ГОСТ 23764-79
ГОСТ 24034-80
ГОСТ 24745-81
ГОСТ 25113-86
ГОСТ 25541-82
ГОСТ 27401-87
ГОСТ 29025-91

Средства неразрушающего контроля радиоволновые, не имеющие нормированных метрологических характеристик

42 7660 42 7661 42 7662 42 7663

ГОСТ 23480-79
ГОСТ 26170-84
ГОСТ 25313-82

Средства неразрушающего контроля электрические, не имеющие нормированных метрологических характеристик

42 7675

ГОСТ 25315-82

Примечание. Данный перечень не распространяется на приборы, используемые в здравоохранении.